Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково.

          Как показывает практика, дети с ОНР 2-3 уровня, дизартрией в особенности, испытывают трудности, связанные с не пониманием значения предлогов, пропуском предлогов в речи, заменой предлогов, встречаются ошибки падежных окончаний, нарушена  ориентация в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и, следовательно, трудности формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи. Предлоги обозначают  местонахождение предмета, место действия, так и направление. Например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение – «кладет в стол» и «лежит в столе»). Дошкольникам не всегда удается безошибочно употреблять предлоги в речи.

В подготовительной к школе группе воспитанники учатся: понимать значение предлогов, правильно их употреблять в речи, уметь дифференцировать и составлять предложения с данными предлогами.

Согласно результатам диагностики на протяжении нескольких лет, ежегодно есть воспитанники, у которых встречается нарушение предложно-падежных конструкций.

В 2023-2024 учебном году мною была определена цель -  сформировать у воспитанников старшего дошкольного возраста умение употреблять простые предлоги в связной речи, уметь дифференцировать их и составлять предложения с данными предлогами.

Для этого была сформирована методическая проектная разработка «Важные маленькие слова». В проектной деятельности принимали участие четыре воспитанника подготовительной группы в период с января 2024 года по апрель 2024 года. Конечный запланированный результат был достигнут: после завершения проекта воспитанники научились правильно употреблять предлоги, дифференцировать их и понимать, составлять предложения с данными предлогами, а так же уяснили, что предлоги – это самостоятельные «важные и маленькие слова».